Новые материалы  

К разделу "Аналитические материалы":


К разделу "Новости":


К разделу "Новости АОКИ":


К разделу "Аналитические материалы":



 

 

 

Ассоциация организаций по клиническим исследованиям (AOKИ)
некоммерческая организация, объединяющая юридических лиц, участников российского рынка клинических исследований.

Главная  >   Вопрос-ответ   >   Обязаны ли организации, проводящие клинические исследования по поручению организации-разработчика, представлять нотариально удостоверенную доверенность с проставленным апостилем?


01 июня 2010 г.

Вопрос:

При подаче документов для получения разрешения на проведение клинического исследования Росздравнадзор обычно требует от контрактных исследовательских организаций представлять доверенность от организации-разработчика. Обязаны ли организации, проводящие клинические исследования по поручению организации-разработчика, представлять нотариально удостоверенную доверенность с проставленным апостилем?

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 185 Гражданского Кодекса РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в тех случаях, когда это установлено законом, а также в тех случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон, даже если закон для данного вида сделок нотариального удостоверения не требует. Учитывая, что законом нотариального удостоверения договоров между компаниями на проведение клинических исследований, не предусмотрено, организации, проводящие клинические исследования по поручению организации-разработчика, не обязаны нотариально удостоверять доверенность.

Требования к проставлению апостиля на иностранных официальных документах регулируется Гаагской Конвенцией, которая отменяет требование легализации иностранных официальных документов. В соответствии со статьей 1 Конвенции, официальными документами признаются а) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; b) административные документы; c) нотариальные акты; d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. При этом действие Конвенции не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Простая письменная форма доверенности, выданная коммерческой организацией (равно как и договор между коммерческими организациями на проведение клинического исследования) не попадает под действие Конвенции, поскольку не исходит от властей соответствующей страны и относится к коммерческой деятельности, а значит, не является официальным документом в смысле Конвенции и не требует проставления апостиля.

Единственным случаем, когда требуется апостилирование доверенности – это нотариальное удостоверение такой доверенности (в этом случае апостиль удостоверяет подпись нотариуса, но не лица, выдавшего доверенность). Однако поскольку в российском законодательстве требования об обязательности нотариального удостоверения доверенности на проведение клинических исследований отсутствует, предоставление нотариально формы такой доверенности является исключительно доброй волей заявителя.

Дополнительные обоснования того, что апостилирование всех без исключения документов, составленных за границей, не нужно, есть и в российской судебной практике. В качестве примеров можно привести постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые подтвердили, что апостиль не требуется на коммерческих письмах фирм (постановление от 29 декабря 1998 г. №. 3234/98), на выданной гражданину России доверенности в простой письменной форме на представление интересов иностранной компании в российских арбитражных судах (постановление от 5 октября 2004 г. N 2823/04), на решении международного коммерческого арбитража (постановление от 22 февраля 2005 г. № 14548/04). Также на эту тему см. статью.

 
   
Rambler's Top100